Гипердонтия у детей: что делать

Сто­ма­то­ло­ги опре­де­ля­ют нор­маль­ное ко­ли­че­ство зу­бов для де­тей – 20 мо­лоч­ных, ко­то­рые по­том за­ме­ня­ют­ся 28 ко­рен­ны­ми. Ги­пер­дон­тия – па­то­ло­гия, при ко­то­рой в по­ло­сти рта, ча­ще все­го в об­ла­сти цен­траль­ных рез­цов, по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные зу­бы. По­доб­ная ано­ма­лия встре­ча­ет­ся ред­ко, в 2-3% слу­ча­ев. Но жить с этой па­то­ло­ги­ей тя­же­ло как физи­че­ски, так и мо­раль­но.


При­чи­ны ги­пер­дон­тии


Сре­ди спе­ци­а­ли­стов нет еди­но­го мне­ния о при­чи­нах по­яв­ле­ния лиш­них зу­бов. Есть несколь­ко вер­сий:


  • ги­пер­дон­тия – про­яв­ле­ние ата­виз­ма;
  • эм­брио­наль­ная пла­стин­ка рас­ще­пи­лась на слиш­ком боль­шое ко­ли­че­ство зуб­ных за­чат­ков;
  • ге­не­ти­че­ский и на­след­ствен­ный фак­тор.

Предот­вра­тить ги­пер­дон­тию не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным, по­это­му ре­ко­мен­ду­ем ро­ди­те­лям вни­ма­тель­нее от­не­стись к за­клю­че­ни­ям сто­ма­то­ло­га. Во­вре­мя при­ня­тые ме­ры – га­ран­тия успеш­но­го ле­че­ния.


По­че­му это опас­но


С уче­том ко­ли­че­ства, рас­по­ло­же­ния, раз­ме­ров че­лю­сти и воз­рас­та па­ци­ен­та нега­тив­ны­ми по­след­стви­я­ми ста­но­вят­ся:


  • за­держ­ка про­ре­зы­ва­ния ос­нов­ных зу­бов;
  • фор­ми­ро­ва­ние диас­те­мы – ще­ли меж­ду пе­ред­ни­ми рез­ца­ми;
  • по­вре­жде­ние сли­зи­стой, при­во­дя­щее к вос­па­ле­ни­ям;
  • невоз­мож­ность со­блю­де­ния ги­ги­е­ни­че­ских мер;
  • на­ру­ше­ние же­ва­тель­но­го про­цес­са и про­бле­мы с пи­ще­ва­ре­ни­ем;
  • невоз­мож­ность пол­но­цен­ной ги­ги­е­ны по­ло­сти рта и, как след­ствие, рас­про­стра­не­ние ка­ри­оз­ных бак­те­рий.

 


Симп­то­мы и ди­а­гно­сти­ка


Дан­ное от­кло­не­ние име­ет ви­зу­аль­ные при­зна­ки, по­это­му хо­ро­ший сто­ма­то­лог вы­явит ги­пер­дон­тию при пер­вых про­яв­ле­ни­ях. Сиг­на­лы, ко­то­рые мо­гут слу­жить при­зна­ка­ми сверх­ком­плект­ных зу­бов у ре­бен­ка:


  • де­фек­ты ре­чи (ше­пе­ля­вость, про­гла­ты­ва­ние зву­ков);
  • сме­ще­ние зуб­но­го ря­да, на­ру­ше­ния при­ку­са;
  • за­мед­ле­ние по­яв­ле­ния ко­рен­ных зу­бов;
  • сбой в ра­бо­те ЖКТ;
  • по­во­рот здо­ро­вых зу­бов во­круг сво­ей оси.

 


Лиш­ние зу­бы име­ют сла­бые и кри­вые кор­ни. Рас­тут в ано­маль­ном по­ряд­ке, а фор­ма мо­жет быть раз­лич­ной, в ос­нов­ном, в ви­де ко­ну­са. Раз­мер – мень­ше, чем у здо­ро­вых. Ро­ди­те­лям уда­ет­ся об­на­ру­жить ги­пер­дон­тию, ко­гда про­ре­зы­ва­ют­ся цен­траль­ные рез­цы. Чтобы под­твер­дить или опро­верг­нуть до­гад­ку – по­се­ти­те сто­ма­то­ло­га.


В «Се­мей­ной сто­ма­то­ло­гии» сде­ла­ют рент­ге­нов­ский сни­мок или про­ве­дут 3D-то­мо­гра­фию, чтобы опре­де­лить рас­по­ло­же­ние лиш­них зу­бов и их точ­ное ко­ли­че­ство.


Ле­че­ние сверх­ком­плект­ных зу­бов


Пер­вые лиш­ние зу­бы ино­гда по­яв­ля­ют­ся у мла­ден­цев сра­зу по­сле рож­де­ния. В этом слу­чае груд­ное вскарм­ли­ва­ние пред­став­ля­ет тя­жё­лое ис­пы­та­ние – со­сок ма­те­ри по­сто­ян­но трав­ми­ру­ет­ся, а сли­зи­стая обо­лоч­ка ма­лы­ша по­вре­жда­ет­ся. При та­ком рас­кла­де зу­бы нуж­но сроч­но уда­лять. Ес­ли сверх­ком­плект­ный зуб про­ре­зал­ся в пе­ри­од, ко­гда у ре­бен­ка мо­лоч­ные не сме­ни­лись на ко­рен­ные – его уда­лят. И для кор­рек­ти­ров­ки при­ку­са по­тре­бу­ет­ся вме­ша­тель­ство ор­то­дон­та.


Слож­но­сти воз­ни­ка­ют, ес­ли лиш­ний зуб ока­зал­ся ре­ти­ни­ро­ван­ным или по­лу­ре­ти­ни­ро­ван­ным – то есть не про­ре­зал­ся, остал­ся под дес­ной. То­гда сто­ма­то­ло­ги на­зна­чат спе­ци­аль­ные про­це­ду­ры:


  • виб­ро­сти­му­ля­цию;
  • сти­му­ли­ру­ю­щий мас­саж;
  • элек­тро­сти­му­ля­цию.

Это по­мо­жет уско­рить про­ре­зы­ва­ние. За­тем уже сто­ма­то­ло­ги при­ни­ма­ют ре­ше­ние – уда­лить та­кой зуб или оста­вить. Ино­гда вра­чи при­ни­ма­ют ре­ше­ние со­хра­нить лиш­ние зу­бы, ес­ли они не ме­ша­ют осталь­ным зу­бам про­ре­зать­ся на сво­ём ме­сте и не пор­тят при­кус. Совре­мен­ные ме­то­ди­ки быст­ро ре­ша­ют про­бле­му ги­пер­дон­тии, ес­ли об­ра­тить­ся к вра­чу на ран­ней ста­дии. По­это­му спе­ци­а­ли­сты «Се­мей­ной сто­ма­то­ло­гии» ре­ко­мен­ду­ют два ра­за в год по­се­щать сто­ма­то­ло­га и с ма­лых лет при­учать к это­му де­тей.

0