Как сохранить здоровье зубов подростка

Под­рост­ко­вый воз­раст, со­глас­но тер­ми­но­ло­гии Фон­да ООН, это пе­ри­од с 10 до 19 лет. Имен­но в этом воз­расте про­ис­хо­дит ак­тив­ное пре­вра­ще­ние ре­бён­ка во взрос­ло­го че­ло­ве­ка. Взрос­ле­ние вы­зы­ва­ет био­ло­ги­че­ские из­ме­не­ния – то­таль­ную пе­ре­строй­ку ор­га­низ­ма. И пси­хо­ло­ги­че­ские – под­ро­сток ищет своё ме­сто в жиз­ни, пы­та­ет­ся по­нять, кем он яв­ля­ет­ся. Ро­ди­те­ли в это вре­мя долж­ны под­дер­жи­вать сво­е­го ре­бён­ка, учить его за­бо­тить­ся о здо­ро­вье и по­мо­гать ему ре­шать про­бле­мы, в том чис­ле про­бле­мы по­ло­сти рта и зу­бов.

Под­рост­ко­вые осо­бен­но­сти

Пе­ри­од взрос­ле­ния зна­ме­ну­ет­ся за­вер­ше­ни­ем за­ме­ны мо­лоч­ных зу­бов на ко­рен­ные, по­сто­ян­ные. Фор­ми­ру­ет при­кус, ко­то­рый оста­нет­ся на всю жизнь. А вред­ные при­выч­ки, та­кие как зло­упо­треб­ле­ние сла­до­стя­ми, фаст­фу­дом, ку­ре­ние вы­зы­ва­ют про­бле­мы со здо­ро­вьем:

  • непри­ят­ный за­пах;
  • отеч­ность дё­сен;
  • по­тем­не­ние эма­ли.

Под­ро­сток за­ви­сим от мне­ния окру­жа­ю­щих, по­то­му эс­те­ти­че­ский фак­тор име­ет огром­ную зна­чи­мость. Недо­стат­ки внеш­но­сти мо­гут ска­зать­ся на успе­хе в учё­бе, об­ще­нии со сверст­ни­ка­ми, лич­ност­ном ста­нов­ле­нии.

Ти­пич­ные про­бле­мы под­рост­ков

Вра­чи «Се­мей­ной сто­ма­то­ло­гии» ча­сто ра­бо­та­ют с детьми и под­рост­ка­ми и зна­ют, как бо­роть­ся с за­боле­ва­ни­я­ми, ча­ще все­го встре­ча­ю­щи­ми­ся у них.

Подростки болезненно реагируют на изменения тела

Ано­ма­лии стро­е­ния че­лю­сти

У 30% под­рост­ков на­блю­да­ют­ся ано­ма­лии че­лю­сти, они мо­гут ка­сать­ся как от­дель­ных зу­бов (слиш­ком боль­шие или ма­лень­кие зу­бы, по­во­ро­ты, сме­ще­ния), так и зуб­но­го ря­да (щер­бин­ки, па­то­ло­гии при­ку­са). Спе­ци­а­лист, за­ме­тив де­фект, на­пра­вит к ор­то­дон­ту, ко­то­рый под­бе­рёт оп­ти­маль­ное ле­че­ние и при­ве­дёт при­кус в нор­му.

За­боле­ва­ния ви­соч­но-ниж­не­че­люст­но­го су­ста­ва

Ске­лет под­рост­ка по­сто­ян­но рас­тёт, а мыш­цы и связ­ки не все­гда по­спе­ва­ют за ко­стя­ми. Ино­гда ниж­няя че­люсть на­чи­на­ет рас­тя­ги­вать связ­ки, от­че­го их то­нус те­ря­ет­ся, по­яв­ля­ет­ся силь­ное на­пря­же­ние и раз­ви­ва­ет­ся хро­ни­че­ское вос­па­ле­ние су­ста­ва. Это мо­жет при­ве­сти к ран­не­му по­яв­ле­нию де­фор­ми­ру­ю­ще­го арт­ро­за. Вра­чи «Се­мей­ной сто­ма­то­ло­гии» пред­ла­га­ют ком­плекс­ные ме­ры – сна­ча­ла кон­сер­ва­тив­ный ва­ри­ант (ле­кар­ства, ди­е­ти­че­ское пи­та­ние, физио­те­ра­пия), а ес­ли он не при­ве­дёт к долж­но­му эф­фек­ту, по­тре­бу­ет­ся хи­рур­ги­че­ское вме­ша­тель­ство.

За­держ­ка за­ме­ны зу­бов

Ча­сто ко­рен­ные зу­бы на­чи­на­ют рас­ти рань­ше, чем мо­лоч­ные осво­бо­ди­ли ме­сто. В та­ких слу­ча­ях, сто­ма­то­ло­ги ре­ко­мен­ду­ют уда­лить вре­мен­ный зуб, чтобы при­кус фор­ми­ро­вал­ся пра­виль­но.

Ка­ри­ес

При­чин под­рост­ко­во­го ка­ри­е­са несколь­ко:

  • недо­ста­точ­ное ле­че­ние в ран­нем дет­стве;
  • несба­лан­си­ро­ван­ное пи­та­ние;
  • пло­хая ги­ги­е­на по­ло­сти рта.

В «Се­мей­ной сто­ма­то­ло­гии» к каж­до­му па­ци­ен­ту при­ме­ня­ют ин­ди­ви­ду­аль­ный под­ход – не про­сто за­ле­чи­ва­ют участ­ки по­ра­же­ния, но и про­во­дят спе­ци­аль­ные про­фи­лак­ти­че­ские ме­ро­при­я­тия и да­ют со­ве­ты ро­ди­те­лям и са­мим под­рост­кам по ухо­ду за зу­ба­ми и по­ло­стью рта.

На­лёт на зу­бах

Со­став слю­ны в под­рост­ко­вом воз­расте из­ме­ня­ет­ся. Ме­ня­ют­ся и пи­ще­вые на­клон­но­сти – юный че­ло­век на­чи­на­ет упо­треб­лять ча­ще чай и ко­фе. Ино­гда по­яв­ля­ют­ся и вред­ные при­выч­ки – ку­ре­ние, ал­ко­голь. Всё это при­во­дит к от­ло­же­нию зуб­но­го на­лё­та, ко­то­рый ста­но­вит­ся при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния ка­ри­е­са. Уда­лить зуб­ные от­ло­же­ния мож­но толь­ко в кли­ни­ке, с по­мо­щью спе­ци­аль­ных сто­ма­то­ло­ги­че­ских средств.

Юве­ниль­ный гин­ги­вит

Ко­гда гор­мо­ны «бу­шу­ют» мо­жет раз­вить­ся вос­па­ли­тель­ный про­цесс дес­не­вых тка­ней, со­про­вож­да­ю­щий­ся уве­ли­че­ни­ем объ­ё­ма тка­ней. Ча­ще все­го у под­рост­ков на­блю­да­ет­ся гин­ги­вит пе­ред­них зу­бов. Ес­ли бо­лезнь не ле­чить, то разо­вьет­ся па­ро­дон­тит.
Кушайте больше свежих фруктов

Со­ве­ты под­рост­кам

Чтобы мо­ло­дой че­ло­век мог ши­ро­ко улы­бать­ся, за здо­ро­вьем зу­бов нуж­но сле­дить и уха­жи­вать за ни­ми пра­виль­но:

  • 2 ра­за в день чи­стить зу­бы и поль­зо­вать­ся зуб­ной ни­тью, чтобы из­бе­жать от­ло­же­ния на­лё­та;
  • огра­ни­чить упо­треб­ле­ние слад­ко­го и муч­но­го, со­ста­вить ди­е­ту из про­дук­тов, не при­чи­ня­ю­щих вред зу­бам;
  • про­хо­дить ре­гу­ляр­ный осмотр у сто­ма­то­ло­га;
  • при фор­ми­ро­ва­нии непра­виль­но­го при­ку­са по­се­тить ор­то­дон­та, ко­то­рый по­со­ве­ту­ет оп­ти­маль­ный ва­ри­ант ле­че­ния – бре­ке­ты, зуб­ные пла­стин­ки;
  • ес­ли под­ро­сток за­ни­ма­ет­ся ак­тив­ны­ми ви­да­ми спор­та, то ему сле­ду­ет на­де­вать за­щит­ные кап­пы, чтобы огра­дить зу­бы и дёс­ны от травм;
  • не до­пус­кать по­яв­ле­ния вред­ных при­вы­чек, та­ких как ку­ре­ние, оно вы­зы­ва­ет от­ло­же­ние зуб­но­го на­ле­та, непри­ят­ный за­пах изо рта и мо­жет при­ве­сти к ра­ку;
  • ес­ли есть же­ла­ние как-то вы­ра­зить­ся и сде­лать се­бе укра­ше­ние, на­при­мер, пир­синг язы­ка или губ, не на­до де­лать это в ан­ти­са­ни­тар­ных усло­ви­ях, луч­ше прий­ти к сто­ма­то­ло­гу, рас­ска­зать о сво­ём же­ла­нии, и он по­со­ве­ту­ет ка­кие ме­ры сле­ду­ет пред­при­нять;
  • от­бе­лить зу­бы в до­маш­них усло­ви­ях невоз­мож­но, но мож­но под­дер­жи­вать бе­лиз­ну по­сле про­фес­сио­наль­но­го от­бе­ли­ва­ния с по­мо­щью от­бе­ли­ва­ю­щих паст, ни в ко­ем слу­чае нель­зя ис­поль­зо­вать хи­ми­че­ские эле­мен­ты для при­да­ния улыб­ке бе­ло­снеж­но­сти са­мо­сто­я­тель­но, без кон­тро­ля вра­ча.

Ро­ди­те­лям важ­но по­ни­мать, что под­рост­ки – это де­ти, но ими нель­зя про­сто ко­ман­до­вать. Их нуж­но при­учать, на­став­лять, по­ка­зы­вать по­ло­жи­тель­ный при­мер здо­ро­во­го об­ра­за жиз­ни. И очень важ­но на­учить за­бо­тить­ся о здо­ро­вье по­ло­сти рта и зу­бов и ре­гу­ляр­но по­се­щать сто­ма­то­ло­га и сде­лать ви­зи­ты к вра­чу раз в пол­го­да при­выч­кой, ко­то­рую он возь­мёт с со­бой во взрос­лую жизнь.

Комментарии к статье